Ирина Пашнина: «Нам нужна реальная защита…»

15 декабря 2009

12 декабря, в День Российской Конституции, пикет первичной организации Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников в Екатеринбурге поддержали сотрудники областной детской клинической больницы №1, создавшие всего лишь месяц назад в рамках профсоюзного объединения «СОЦПРОФ» свой профсоюз – «Альтернатива». Они, что называется, сердцем прочувствовали призывы на походных разноцветных растяжках, с которыми железнодорожники обратились к общественности: «Нет дискриминации «РПЛБЖ», «Всем профсоюзам – равные права», «Поддержим Президента Д.А. Медведева в борьбе с правовым нигилизмом»… Люди сегодня сплачиваются в профессиональные союзы, прежде всего, для того, чтобы защитить свои права. Сплачиваются, когда их слишком достают работодатели, когда терпеть больше невмоготу… Что же побудило медиков выйти из так называемого официального профсоюза, входящего в состав ФНПР, и создать свой – «Альтернативу»? С этого вопроса и началась наша беседа с заместителем новой профсоюзной организации Ириной Пашниной.

- Изначально мы начали защищать, - рассказывает Ирина Александровна, - исключительно свои жилищные права, которые были нарушены нашей администрацией. Мы заселились в жилой дом в 2004 году. Но этот дом имеет статус общежития, что, на наш взгляд, является нарушением законодательства, поскольку в 2004 году нельзя было считать общежитием часть здания. А мы заселились лишь в часть подъезда жилого дома. В первых трех подъездах живут собственники жилья, а в нашем подъезде на 1-2 этажах находится СИТИ - ОТЕЛЬ. Поэтому наши квартиры никак не могли быть общежитием. Тем не менее, по каким-то причинам наши квартиры долгое время не имели определенного статуса, у нас даже не было прописки до 2007 года. Наконец, прописку мы получили, но указание на то, что наши квартиры – общежитие, в паспортах не было. Когда дом достраивался, главный врач пообещал, что квартиры перейдут в нашу собственность. Мы долго, терпеливо ждали. Когда ждать надоело, создали инициативную группу, которая и поинтересовалась - когда же он исполнит свое обещание. В ответ в грубой форме было заявлено, что никакой приватизации мы не получим, что это общежитие и точка. На собрании жильцов дома, где присутствовали представители администрации больницы и зам. министра областного здравоохранения г-н Зыков, нам довольно жестко заявили: «Приватизации не будет, ведите себя тихо, молчите, ничего не предпринимайте – иначе будем выселять…»

- Вы в свой профсоюз при больнице обращались?

- Обращались. Когда мы первое письмо главному врачу написали – началось мощное психологическое давление на коллектив. Администрация по одному вызывала людей - кого-то увещевала, кому-то угрожала – заставляла отказаться от подписи. Было очень неприятно. И несколько человек пошли к председателю профкома с просьбой защитить нас, но получили отказ.

- Почему она отказала в помощи?

- Наверное, не захотела ссориться с начальством. Это было сказано даже вслух. Мы обращались к ней неоднократно. Мы так же обращались ко многим чиновникам, во многие инстанции - вплоть до суда. Но психологическое давление на нас продолжалось. Дошло до того, что двум человекам из нашей команды (нас 29 человек подали иски) пришли уведомления о сокращении их должностей. Они обратились тоже в профсоюз с просьбой о защите. Это увольнение нарушает нормы трудового законодательства и пункты нашего коллективного договора. В договоре сказано, что люди, проработавшие более 10 лет, но не пенсионного возраста, имеют преимущественное право оставления на работе при сокращении. Ко всему прочему, одна из женщин, которую сокращают, имеет двух маленьких детей, что по нормам Российского законодательства является вопиющим нарушением. Более того, в нашем коллективном договоре записано, что профсоюз должен быть уведомлен об увольнении его члена за 3 месяца. Уведомили за два месяца. Наши профсоюзные лидеры не стали возмущаться. Их устраивает абсолютно все. Они согласились с сокращениями, заявив, что администрация ничего не нарушает. И еще. При составлении графика отпусков тоже были нарушены условия коллективного договора. Написали письмо председателю профкома – разберитесь – коллективный договор нарушается. В ответ: все нормально, нарушений нет. Мало того, на тех людей, кто подписывались под обращением к председателю профкома – устранить нарушения при составлении графика отпусков – так же оказывалось психологическое давление. Их вызывали и заставляли отказаться от подписи, заставляли писать объяснительные. Совершенно абсурдные объяснительные. О чем это говорит? Профсоюз и администрация в одной упряжке.

- Таким образом, вы убедились, что надеяться, кроме как на себя, не на кого, что надо создавать какое-то объединение, чтобы защитить себя…

- Да, мы поняли, что нам нужна реальная защита. Почитали Закон о профсоюзе, и стало ясно, что это даже очень неплохие законодательные документы, которые предоставляют достаточно прав профессиональным союзам. Законодательно профсоюз может быть очень сильной организацией, представляющей из себя реальную силу и противовес администрации там, где это необходимо.

- Сразу захотелось шашкой помахать перед главным врачом, показать свою силу?

- Самостоятельный профсоюз это здорово. Но это не значит, что наша самоцель – воевать с администрацией всегда. Это лишь значит, что мы должны соблюдать свои интересы. Если администрация будет выступать в интересах коллектива, мы будем только ее поддерживать. Но, если она будет нарушать наши права, мы будем ей противостоять.

- Но без мощной поддержки вышестоящей структуры трудно воевать с администрацией?

- Мы организовали свой профсоюз 8 ноября. Нам было важно почувствовать объединяющее нас начало. А через месяц мы решили вступить в Уральский профсоюзный центр, чтобы было с кем консультироваться и свою деятельность вести. А Уральский профсоюзный центр, как известно, входит в профсоюзное объединение России СОЦПРОФ.

- Как администрация отреагировала на появление «Альтернативы»?

- Естественно, администрация недовольна и встревожена тем, что появился наш профсоюз в учреждении. Но я думаю, что они пока не очень серьезно к этому относятся. Думаю, когда мы громко о себе заявим – они будут относиться к нам более серьезно и с большим уважением. А то, что мы громко о себе заявим, я в этом не сомневаюсь. Людям нужна реальная защита, и, именно, наша организация сможет реально защищать права работников. У нас сейчас массовый выход из официальных профсоюзов идет. Потому что все видят – помощи от него никакой. Люди писали заявления и выходили из него – были случаи - практически целыми отделениями. Вся профсоюзная деятельность в нашей больнице в основном связана с закупками новогодних подарков. Иногда, может быть, путевку ребенку в лагерь дадут. И все. С советских времен ничего не изменилось.

- Ирина Александровна, Вы, конечно, полны оптимизма. Но во всей этой истории бодания с администрацией и созданием профсоюза есть что-то такое, что Вас больше всего неприятно поразило и удивило?

- Страх, который овладевает людьми и парализует их волю. Страх гонений, страх остаться без работы, страх ожидания в любой момент со стороны администрации неприятных сюрпризов. Некоторые отступили, сдались…

- А лично Вам не страшно?

- Страшно. С чувством постоянного дискомфорта трудно работать. Но, во-первых, ты понимаешь, что, если сдашься, все надежды на ту же приватизацию твоей квартиры будут окончательно похоронены. Ну и, во-вторых, пусть это не покажется пафосным, - преодолевая свой страх, начинаешь больше уважать себя, острее чувствовать свое человеческое достоинство…

- Представим, что Вы добились всего, чего хотели. Вы уверены, что захотите дальше вести свою профсоюзную деятельность и что профсоюз Вам еще будет нужен?

- Я уже упоминала, что деятельность официального профсоюза в учреждении практически сводится к закупке новогодних подарков. И у многих сотрудников сложилось впечатление, что, именно этим профсоюз и должен заниматься. Но, когда мы ознакомились с законодательством о профсоюзе, то совершенно четко поняли, что профсоюз – это, прежде всего, регулятор наших отношений с администрацией, это залог нормальной, спокойной, без потрясений работы. Это – шлагбаум любому начальнику для проявления своих самодурских наклонностей. Это – залог стабильности. Понимая это, как можно от профсоюза отказаться? От профсоюза, который реально, на деле сможет защитить твои права. Если кто и отказывается, то, на мой взгляд, от недомыслия…

Беседовал Павел Вискалин

Вернуться к списку статей